Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создаются специальные условия.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Для создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
- Индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
- Специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
- Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
- Специально оборудованных учебных кабинетов\
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Специальных условий питания.
- Охрана здоровья инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствует.
- Наличие общежития и интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
- Школа обеспечивает участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе со здоровыми детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, участие в различных акциях.